Центр журналистских расследований МОО «Национального Комитета общественного контроля» сообщает:
В Ямало-ненецком автономном округе — крае Российской Федерации, недра которого насыщены углеводородами, прослеживается явное завышение местными властями стоимости подачи природных ископаемых для представителей бизнеса, что в свою очередь влечёт к росту цен на услуги и товары для местного населения.
В ходе журналистского расследования было выяснено, что в ЯНАО (на примере города Губкинский) происходит искусственное и систематическое завышение стоимости жилищно-коммунальные услуг (ЖКХ).
Судя из ответа заместителя губернатора ЯНАО Каган М.Д. ( ответ за исх. № 101-18/2981.6207 от 1.11.2018 г.) руководителю представительства МОО «Национального комитета общественного контроля» по г. Губкинский и Пуровскому району И.Н. Белинскому, во втором полугодии 2018 году тариф на коммунальные услуги для населения г. Губкинский вырос на величину не превышающей четырех процентов, что вполне укладывается в рамки распоряжения правительства РФ от 26.10.2017 года № 2353 для ЯНАО: средний индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги на второе полугодие 2018 года установлен в размере четырех процентов. Но, также сообщается следующее: средний уровень оплаты населением ЯНАО стоимости коммунальных ресурсов составляет около 34 процентов, а остальную часть оплачивает региональный бюджет. В данном случае на этом стоит заострить внимание.
Неужели в богатейшем природными ресурсами крае, необходимы такие крупные дотации на услуги ЖКХ? Оказывается, как это ни странно, нужны, и нужны они исключительно немногочисленному ряду лиц.
На Ямале действует 26 энергоресурсных организаций, которые получают компенсации за разницу тарифов из бюджета (только в 2015 году им было выделено пять миллиардов рублей). Но одной из них – АО «Ямалкоммунэнерго» из этих поступлений досталось 4,6 миллиарда. Остальным 25 компаниям пришлась малая толика из субсидирования – всего 400 миллионов рублей.
Очевидно, что «Ямалкоммунэнерго» — безоговорочный коммунальный монополист в регионе. Управляется это акционерное общество компанией ОАО «Тюменский энергетически альянс». Обе компании подконтрольны предпринимателю Артёму Бикову, причём «Тюменский энергетически альянс» зарегистрировано в оффшорной зоне с учредителем и владельцем из Австрии. Понятно, что денежные потоки, проходящие через такую нехитрую схему, не поддаются какому-либо контролю, а с учётом того, что только с 2012 по 2016 год на выплатах компенсаций разницы тарифов «Ямалкоммунэнерго» получила около 14 миллиардов рублей, денежный трафик просто колоссальный. И эти финансы, опираясь на результаты журналистских расследований, «уходят в туман». По данным «Первого антикоррупционного СМИ», из регионального бюджета в аффилированные коммерческие компании в сфере ЖКХ было выведено от 10 до 50 миллиардов рублей!
На официальный запрос от «Национального Комитета общественного контроля» на имя губернатора ЯНАО Дмитрия Артюхова по поводу «странного субсидирования странных компаний», в начале декабря 2018 года был получен такой же странный ответ за подписью директора Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямала Дмитрия Афанасьева. В ответе на конкретно поставленные вопросы, касающиеся целевого выделения субсидий из бюджета округа, конкретики не было никакой, только перечисление законодательных актов. А это можно расценить как некомпетентность сотрудников администрации (одного из крупнейших регионов России) или сокрытие информации от общественности, что нарушает нормы федерального закона № 212-ФЗ от 21.07.2014г. «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» в частности статью № 8 «Доступ к информации об общественном контроле» п. 1 «Доступ к информации об общественном контроле, за исключением информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, сведения о персональных данных, и информации, доступ к которой ограничен федеральными законами, является открытым». Сами же вопросы были бесхитростны, просты и не затрагивали государственную тайну:
— Сколько выделялось по факту денежных средств в рублях (субсидий) по годам — с 2012 года по настоящее время АО «Ямалкоммунэнерго»?
— С какого года вообще началось субсидирование затрат коммунальных ресурсов?
— Какие, в каком объеме, и каким структурам выделяются субсидии из бюджета округа?
На повторный запрос губернатору края с аналогичными вопросами от 21.12.2018 ответа ещё нет.
Казалось бы, как влияет перетекание бюджетных денег в зарубежную свободную экономическую зону на жизнь обычных ямальцев? Ну, выводят финансы, ну «крутят» в оффшорах, переводят на свои счета через несколько специально зарегистрированные для этих целей организаций. Главное, чтобы собственникам жилья и квартиросъемщикам резко тарифы не повышали. С обывательской точки зрения такая постановка вопроса вполне логична. Однако именно из далекого австрийского оффшора наносится удар по благосостоянию жителей Крайнего Севера.
Российским законодательством для физических лиц устанавливается определенная планка тарифной сетки на услуги ЖКХ. Но для юридических лиц, то есть в нашем случае для предпринимателей, повышать стоимость этих услуг можно неограниченно. Этой законодательной лазейкой местные власти с успехом и пользуются: активно раздувают тарифы на электроэнергию, тепло в помещениях, горячую и холодную воду для юридических лиц.
Что же делать субъектам предпринимательства, выплачивающим огромные налоговые выплаты в бюджет, чтобы сохранить свою экономическую деятельность? Выход один – сокращать объемы производства или штатную численность сотрудников, не индексировать им зарплату, снижать качество, и вместе с тем повышать цены на свои товары и услуги. Что, в свою очередь, даёт негативный эффект: снижение поступлений в местный бюджет. Уже сейчас в ЯНАО из-за недофинансирования затягивается строительство социально важных объектов, такие как школа №5 города Губкинского — она строится более шести лет. Детский сад в микрорайоне № 9 этого города также не могут построить с 2012 года. Рост зарплат медикам и учителям незначительный и не совместим с ростом цен. Однако с 2012 года для монополиста жилищно-коммунальной сферы в административном округе «Ямалкомунэнерго» миллиарды находятся!
При бывшем главе администрации города Губкинский Сергее Бурдыгине, «Ямалкомунэнерго» получило в собственные активы не только муниципальные инженерные сети и котельные, но и приносящие хорошие дивиденды полигоны твёрдых бытовых отходов. Причём, отдано всё это было совершенно безвозмездно. По имеющейся информации «Ямалкомунэнерго» вскоре станет монополистом по полигонам ТБО, а это тоже субсидии, очень большие субсидии (оффшорные держатели будут довольны!).
На неоднократные запросы по данному вопросу в прокуратуру, МВД и на имя губернатора, общественники получали практически нулевые результаты: запросы просто «спускались» в администрацию города Губкинского, и никаких проверок не проводилось. Что вызывало резонный вопрос: в каком правовом поле находится город. В российском или австрийском?
Также большой вопрос к бывшему мэру Губкинского по поводу всяческого препятствования развитию газовых сетей в городе для предпринимателей – владельцев и арендаторов торговых площадей и офисных помещений. Удивительно, но город, располагая собственным газоперерабатывающим заводом в одном километре от своих границ, слабо газифицирован. Причём, до 2012 года население города и предприниматели включительно, оплачивали услуги ЖКХ со стопроцентным коэффициентом, без всякого напряжения для своего бюджета. Сейчас же специалисты подсчитали, что при нормальной газификации Губкинского коммунальные платежи сократились бы в четыре раза, а при отмене субсидирования «Ямалкомунэнерго» плата за «коммуналку» снизилась бы более чем в 12 раз. Это цифры, это факты!
В процессе запретительной политики со стороны мэра не было возможности сокращать оплаты за ЖКХ, и, соответственно, рост цен на продукты и товары первой необходимости начал сильно удивлять жителей Губкинского. Из-за низких финансовых поступлений в бюджет города от предпринимательской деятельности город демонстрировал один из самых низких показателей в благоустройстве территорий, строительстве новых объектов, ремонта коммунальных сетей и дорог, переселению жителей из ветхого и аварийного жилья. Причём бюджет города по официальным данным составляет 2,8 млрд. руб. при количестве населения порядка 27 000 человек.
На фоне табуирования городской газификации за счёт местного бизнеса глава поселения Бурдыгин вектор своего внимания направил на «латание дыр». Деньги из бюджета просто лились на ремонт старой инженерной инфраструктуры (примерный износ 50 процентов), реконструкцию котельной для увеличения мощности и теплоотдачу газового котла. Что просто не логично, зачем реанимировать изношенные мощности, когда городское бизнес сообщество готово само себе провести линии энергоносителей, надо только было всего лишь это санкционировать. Но, как это чётко просматривается, задача была «освоить бюджет» при помощи всё той же «Ямалкоммунэнерго» по схеме субсидий на выпадающие доходы – бюджетной компенсацией.
«…Вымораживание денег из бюджета. Никакие это не компенсации. Это обычное разворовывание бюджета. Ни одна из этих конторок — получателей, так называемых субсидий, ничего того, что они эксплуатируют и за что получают деньги с каждого жителя, ничего не строила, ничего не организовывала. Куда деваются дотации, а ведь очень легко это установить. проверив движение денежных средств на счетах «Ямалкомунэнерго» а аффилированных с ним фирм типа «ЕРИЦ» и пора все-таки установить, откуда взялись такие тарифы и субсидии. Всё им досталось за просто так. Их выгодоприобретатели в Австрии и прочих западных юрисдикциях. Единственное их предназначение — повышение тарифов и сдирание последних шкур с нас», — комментируют ситуацию жители Губкинского на интернет-форумах (пунктуация сохранена). — За те деньги, которые идут этим коммунальщикам, последние 15 лет можно было все ЖКХ округа новыми трубами и прочими коммуникациями, всем обеспечить. А они все советские дырки латают. За ними хоть какой-то надзор есть?».
А теперь простое сравнение. Свою ценовую политику «Ямалкоммунэнерго» выстраивает так, что создаётся впечатление: компания не имеет территориальной привязки к региону. К примеру, если в Новом Уренгое «Уренгойводоканал» поставляет не питьевую воду предпринимателям по 50 рублей за кубометр, то в Старом Уренгое, где поставщиком является «Ямалкоммунэнерго», бизнесу такой куб воды обходится уже 250 рублей.
Совсем недавно глава государства Владимир Путин говорил, что малые и средние компании в силу мобильности и гибкости могут быстро занимать востребованные ниши, формировать новые точки экономического роста, решать проблемы занятости, но если они не стремятся реализовать свои способности, значит, риски и преграды перевешивают стимулы и возможности, отсутствуют понятные, предсказуемые правила игры, а система поддержки недостаточно эффективна и доступна.
«Национальный комитет общественного контроля» уверен, что новый глава города Андрей Михайлович Гаранин слышал или читал эти слова президента и оправдает доверие народа, пресечёт порочную практику «удушения» предпринимательства в городе, даст возможность предпринимателям за свои денежные средства газифицировать собственные объекты, снизить затраты на коммунальные услуги и соответственно не завышать цены на свои товары и услуги для населения в разумных пределах.
Национальный Комитет, в свою очередь, уже взял на контроль ситуацию в городе Губкинском и в целом в ЯНАО, так как в настоящее время имеет свои представительства уже в трех городах округа. Сейчас Комитет на постоянной основе взаимодействует с представителями местного бизнеса и с населением. Тем самым получает самую свежую информацию из этого и других населённых пунктов. Более того, в городе Губкинском в дополнение к представительству МОО «НКОК» будет открыта штаб-квартира (филиал) отдела журналистских расследований МОО «НКОК».
И в завершение для лиц, которые считают, что можно до бесконечности долго манипулировать с бюджетными средствами по коррупционной схеме «прокручивая» их в австрийских финансовых структурах. После опубликования данных про «Ямалкоммунэнерго» в отношении «Первого антикоррупционного СМИ» был возбужден ряд судебных дел, которые, в итоге Первое антикоррупционное СМИ выиграло, что доказывает факт перевода коммунальных денег в оффшоры.
Главный вопрос: кто остановить эти коррупционные отношения? Губернатор ЯНАО? Прокурор ЯНАО? Или все же надо опять обратиться в федеральные органы власти?