Горячая линия комитета
+7 (985) 669-34-99

После отправления сообщения, сотрудник комитета в ближайшее время свяжется с вами для координации дальнейших действий по обращению.

Антикоррупционная экспертиза
НПА и ее проектов

Главная » Новости и анонсы » РЕЗОЛЮЦИЯ Всероссийской научно-практическая конференции «Взаимодействие институтов гражданского общества с органами власти и управления в области обеспечения государственной, общественной безопасности и противодействия коррупции»

РЕЗОЛЮЦИЯ Всероссийской научно-практическая конференции «Взаимодействие институтов гражданского общества с органами власти и управления в области обеспечения государственной, общественной безопасности и противодействия коррупции»

12 октября 2023 года в городе Москве в Конгресс- зале Коворкинг центра ЮВАО города Москвы (по адресу: Москва, 4-й Вешняковский проезд, дом 1, корпус 1) прошла Всероссийская научно-практическая конференция по теме: «Взаимодействие институтов гражданского общества с органами власти и управления в области обеспечения государственной, общественной безопасности и противодействия коррупции»

Организатор: Межрегиональная общественная организация содействия реализации программ в области борьбы и противодействия коррупции «НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ».

Конференция прошла с целью содействия реализации Национального плана противодействия коррупции на 2021-2024 годы, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2021 г. № 478, и обмена опытом между регионами России в данной сфере.

Участники:  представители федеральных, региональных и муниципальных органов власти, представители профильных департаментов Правительств Москвы, Республики Татарстан, Республики Удмуртия, Республики Мордовия, республики Башкортостан, Ульяновской, Пензенской, Московской, Ивановской  областей, депутаты Государственной Думы ФС РФ, представители губернаторов по ПФО РФ,  правоохранительных органов, прокуратуры, Следственного комитета РФ, общероссийских, межрегиональных и региональных общественных организаций, Общероссийского народного фронта по Москве, Торгово-промышленной палаты РФ, региональных торгово-промышленных палат, «Опоры России», «Деловой Россия», «РСПП»,  Уполномоченного по защите прав предпринимателей, вузовского и научно-экспертного сообществ, институтов гражданского общества (неправительственных, негосударственных, общественных организаций), а также СМИ.

Цели и задачи Конференции:

— довести до участников Конференции информацию и оценку состояния работы органов власти и управления, бизнес-сообщества и институтов гражданского общества по реализации ФЗ-273 «О противодействии коррупции» и Национального плана по противодействию коррупции за 2020-2024 годы и ФЗ №212 «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»;

— определить задачи государственно-частного партнёрства по реализации Национальной стратегии противодействия коррупции и Национального плана противодействия коррупции на 2020-2024 годы;

— обменяться опытом работы региональных отделений МОО «НКОК» по противодействию коррупции и проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов;

— обсудить вопросы, проблемы и перспективы эффективности взаимодействия органов власти с институтами гражданского общества в области противодействия коррупции.

▪ выработка конкретных предложений по совершенствованию действующего национального законодательства, регулирующего взаимодействие государства, общества и бизнеса в социально-экономической сфере, а также объединению усилий всех слоев населения, сотрудничеству государственных органов, институтов гражданского общества и субъектов предпринимательства в различных областях жизнедеятельности, прежде всего, в области противодействия коррупции;

▪ обсуждение и формулировка рекомендаций, направленных на повышение эффективности правоприменительной практики в сфере противодействия и борьбы с коррупцией.

В выступлениях выступающих прозвучала озабоченность по вопросам, касающимся ограниченности и неэффективности некоторых норм ФЗ № 212 «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», системному безнаказанному игнорированию правоохранительными органами общественных экспертиз и проверок, направляемых в правоохранительные органы, а также в исполнительные органы власти и управления. Считая такую ситуацию недопустимой, участники Конференции приняли настоящую Резолюцию:

  1. Федеральный закон №212 «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» не в полной мере отвечает всем требованиям общественного контроля, некоторые статьи данного закона формально обозначены и, по сути, трудно реализуемые. Ограничение числа субъектов общественного контроля не позволяет полноценно осуществлять общественный контроль во многих сферах деятельности государства. Несмотря на то, что глава 4 ст. 27 предусматривает ответственность за нарушение законодательства РФ об общественном контроле, в ней отсутствует конкретика: за что и какие санкции (дисциплинарные, административные и уголовные) предусмотрены за игнорирование обращений общественных организаций органами власти и управления по выявленным фактам коррупционных проявлений, других правонарушений, которые осуществляют контрольно-надзорные органы власти.

В этой связи необходимо внести соответствующие поправки и дополнения в данный федеральный закон, в том числе, закрепить персональную ответственность для руководящих лиц государственных органов власти за игнорирование результатов общественных проверок и экспертиз.

  1. Обращения (заявления, жалобы), направленные в федеральные органы власти, в Генеральную прокуратуру, в МВД России и другие ведомства пересылаются в нижестоящие подразделения без рассмотрения и контроля, как правило, попадают тем же незаконопослушным сотрудникам, совершившими уголовно-наказуемые деяния. В результате сложившейся порочной практики, аргументам и фактам, приведенным в таких обращениях, не дается адекватная оценка, конституционные права и законные интересы заявителей грубо нарушаются. Тем самым, искусственно создается круговая порука, что указывает на невозможность реализации защиты легитимных прав и интересов граждан в правовом поле. Как показывает многолетний опыт, должностными лицами силовых структур и правоохранительных органов систематически нарушаются положения ФЗ № 59 от 02.05.2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Предпринимаемые меры по обжалованию действий нижестоящих сотрудников при помощи обращений к вышестоящему руководству приводят к аналогичным результатам, то есть к повторному направлению «вниз» обращений тем же сотрудникам, действия которых обжалуются. Всё это создает негативный общественный резонанс и безвыходность для защиты законных прав и интересов граждан.
  2. Фактическая ситуация в области развития институтов гражданского общества, осуществления общественного контроля в Российской Федерации требует дальнейшего совершенствования действующего законодательства об общественном контроле как реальном механизме противодействия коррупции.
  3. Необходимо радикальное ужесточение санкций (наказания) за преступления коррупционной направленности, повсеместное применение такой эффективной антикоррупционной меры, как конфискация незаконно приобретенного имущества, в том числе оформленного на подконтрольных лиц, осужденных за коррупционные преступления, а также родственников.
  4. Следует поставить надёжный заслон так называемой «политической коррупции», заключающейся в оказании политического влияния крупных предпринимателей на представителей власти всех уровней. Как правило, данное коррупционное явление реализуется при проведении выборов в законодательные и исполнительные органы власти.
  5. Представляется весьма важным создание надлежащих условий для деятельной поддержки наиболее активных и дееспособных общественных организаций и объединений, участвующих в реализации антикоррупционного законодательства, включая принятие конкретных мер со стороны государства по обеспечению реальной защиты их от административного давления.
  6. Имеется множество фактов, когда законопослушный гражданин проявляет гражданскую позицию и (согласно требованиям антикоррупционного законодательства России) разоблачает по месту службы либо работы коррупционеров, после чего подвергается незаконному увольнению и преследованию со стороны коррумпированных лиц. В связи с этим, предлагаем на законодательном уровне разработать механизмы для защиты таких граждан, в частности, включить отдельную статью в УК РФ, нормы которой предусматривали бы серьёзное уголовное наказание за физическую и психологическую расправу над гражданами, выполнившими свой гражданский долг, а также сообщить о выявленной коррупции (либо других правонарушениях) по месту работы и жительства.
  7. Совершенно очевидно, что назрела насущная необходимость государственной поддержки на постоянной основе профильных общественных организаций, осуществляющих более пяти лет общественные расследования фактов коррупции (выделение соответствующих помещений – из муниципального фонда – для локации общественных приемных, а также оказание контролируемой финансовой помощи, либо включение деятельности МОО «НКОК» в государственные социальные программы). Кроме того, крайне важно предоставить реальную возможность для широкого освещения в государственных СМИ результатов таких расследований (безусловно, на безвозмездной основе).
  8. Представители власти различного уровня должны создавать надлежащие условия для выявления и продвижения лучших образовательных и духовно-нравственных медиапродуктов, освещающих антикоррупционную проблематику.
  9. В целях искоренения коррупциогенных факторов в сфере ЖКХ необходимо ускорить работу над соответствующим законопроектом в Государственной Думе ФС РФ, а также принять Федеральный закон о прямых платежах потребителями в адрес ресурсоснабжающих организаций за потребленные ресурсы и оказанные услуги (без посреднических структур).
  10. С учетом многочисленных жалоб граждан о нарушениях и злоупотреблениях со стороны товариществ собственников жилья (ТСЖ-ТСН), созданных чаще всего небольшой группой ранее судимых собственников, рассмотреть вопрос об упрощенном варианте, а именно о ликвидации таких ТСЖ-ТСН и создании управляющих компаний под контролем государства по типу ДЭЗов или действующего уже под руководством муниципальных органов «Жилищник». Это позволит прекратить возможность незаконопослушным гражданам создавать подобные ТСЖ и безнаказанно осуществлять злоупотребления по отношению к гражданам-жильцам, используя их доверие.
  11. Принимая во внимание многочисленные жалобы населения на коррупционную деятельность руководства некоторых ТСЖ-ТСН, внести поправки в Жилищный кодекс РФ о запрещении сбора денежных средств с граждан за коммунальные услуги товариществами собственников жилья (ТСЖ), оставив последним функции общественной организации, осуществляющей контроль над деятельностью управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций.
  12. Выработать конкретные меры по реализации прав граждан и организаций на доступ к информации о деятельности государственных органов, а также создания условий для обеспечения большей гласности и большей открытости принимаемых последними решений.
  13. Внести на законодательном уровне в соответствующие нормативные правовые акты норму об обязательном участии представителей средств массовой информации (СМИ) как в законотворческом процессе, так и в проведении госзакупок, в работе тендерных и конкурсных комиссий.
  14. Ввести в практику деятельности соответствующих органов власти использование результатов общественных журналистских расследований при расследовании различных криминальных фактов (с обязательным приобщением к материалам расследований).
  15. МОО «Национальный комитет общественного контроля» порекомендовать проработать вопрос о создании Центра сбора информации по фактам коррупции и коррупционной составляющей, происходящих на территории субъектов РФ.

Представляется, что объединение усилий всех слоёв населения, сотрудничество и взаимодействие государственных органов, институтов гражданского общества и непосредственно субъектов предпринимательства в сфере противодействия коррупции является надёжным залогом успеха в минимизации коррупционных факторов, в соответствии с требованиями Национального плана противодействия коррупции в Российской Федерации.

Резолюцию направить в Администрацию Президента России, в Государственную Думу ФС РФ, в Правительство РФ, в Министерство юстиции РФ, в Генеральную прокуратуру, а также в другие заинтересованные учреждения, ведомства и организации.