Горячая линия комитета
+7 (985) 669-34-99

После отправления сообщения, сотрудник комитета в ближайшее время свяжется с вами для координации дальнейших действий по обращению.

Антикоррупционная экспертиза
НПА и ее проектов

Главная » Новости и анонсы » Прозрачность закупок в транспортной сфере столицы: Миф или реальность?

Прозрачность закупок в транспортной сфере столицы: Миф или реальность?

В настоящее время значимость общественного контроля в стране понимают все прогрессивные люди. Одно из направлений общественного контроля это надлежащее обеспечение транспортной безопасности.

Согласно «Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года», опубликованной на официальном сайте Совета безопасности РФ, транспортная отрасль страны будет идти по пути инновационного развития. Безусловно, такой прогрессивный подход потребует существенного улучшения доступности и качества транспортных услуг для населения, в том числе и в сфере мобильных приложений.

Одним из таких шагов должно стать развитие геосоциальных систем для пассажиров комплекса общественного транспорта г. Москвы, которое сейчас находится на 4-м завершающем этапе. С этой целью 30 июня 2021 г. на площадке АО «ЕЭТП» Департаментом г. Москвы по конкурентной политике в интересах Заказчика – Центра организации дорожного движения Правительства Москвы – была размещена закупка                № 0173200001421000983 на выполнение указанных выше работ. С начальной стоимостью контракта 438 465 734,03 руб.

Примечательно, что при изучении конкурсной документации (и особенно требований технического задания) нельзя не заметить, что некоторые факты вызывают, мягко говоря, серьезные опасения. Например, требуется составление внушительного перечня документов технического проекта, при этом исполнителю отводится на все это всего лишь 2 дня. Конечно, исполнить такой объем возможно при наличии крайне внушительных ресурсов и высококвалифицированных кадров, не говоря про то, что все перечисленные документы реально сложны в оформлении и регулируются весьма солидным перечнем ГОСТов, таких как:

ГОСТ 34.201-89. Государственный стандарт Союза ССР. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем (утвержден Постановлением Госстандарта СССР от 24.03.1989 № 664).

ГОСТ 34.602-89. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. ТЗ на создание автоматизированной системы (утвержден Постановлением Госстандарта СССР от 24.03.1989 № 661).

ГОСТ 34.601-90. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы стадии создания (утвержден Постановлением Госстандарта СССР от 29.12.1990 N 3469).

ГОСТ 34.003-90. Межгосударственный стандарт. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Термины и определения (утвержден и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 27.12.1990 № 3399).

РД 50-682-89. Руководящий документ по стандартизации. Методические указания. Информационная технология. Комплекс стандартов и руководящих документов на автоматизированные системы. Общие положения (утверждены и введены в действие Постановлением Госстандарта СССР от 17.02.1989 № 254).

ГОСТ Р ИСО/МЭК 14764-2002. Информационная технология. Сопровождение программных средств (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 25.06.2002 № 248-ст).

В контексте вышеизложенного возникает резонный вопрос к заказчику: кто и зачем устанавливал данные сроки? И главное – для кого?

Далее согласно п. 3.4.1. Технического задания (ТЗ) в рамках выполнения работ по развитию Системы, на срок выполнения работ в рамках данного ТЗ, Заказчик обеспечивает передачу исходного кода программного обеспечения Подрядчику в течение 5-и календарных дней со дня заключения Государственного контракта. При этом обязательство Заказчика предоставить другие, необходимые для надлежащего исполнения обязательств по договору, материалов (документация по дорабатываемой Системе, информационные материалы и т. д.) не предусмотрено.

Выполнение подобного объема работ в такие сжатые сроки является крайне сомнительным для независимого Исполнителя, который ранее не выполнял работы по развитию геосоциальной системы для пассажиров комплекса общественного транспорта г. Москвы. А это говорит о том, что указанная закупка возможно не является конкурентной и предназначена для конкретного, уже заранее определенного, исполнителя. Не исключено, что таковым является компания, которая выигрывала другие этапы и уже обладает доступом ко всем наработкам и иными техническими преимуществами, а именно ООО «Интеллектуальные социальные системы». Возникает вполне логичный вопрос: а каким образом названная компания выигрывала ранее? Нет ли стоящих за ней так называемых «интересантов» внутри самой структуры? Нет ли коррупционной составляющей?

Согласно российскому законодательству Российской Федерации любой участник закупки имеет право обжаловать в соответствующем порядке в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Для целей выполнения общественно значимых целей, а также в рамках исполнения Стратегии мы будем продолжать следить за развитием данной ситуации, ведь г. Москва является крупнейшим транспортным узлом России и должен обладать передовыми ИТ-решениями, созданными в конкурентной борьбе лучшими отечественными компаниями и коллективами.

Пресс-служба МОО НКОК