Горячая линия комитета
+7 (985) 669-34-99

После отправления сообщения, сотрудник комитета в ближайшее время свяжется с вами для координации дальнейших действий по обращению.

Антикоррупционная экспертиза
НПА и ее проектов

Главная » Новости и анонсы » НОВЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИИ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА В ОБЛАСТИ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НОВЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИИ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА В ОБЛАСТИ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


В настоящее время идет активное обсуждение в средствах массовой информации заявления Председателя Правительства о проведения «регуляторной гильотины», как инструмента для осуществления экономического рывка. На страницах центральных периодических изданий многими известными экономистами и бизнесменами высказываются сомнения в реальном проведении процедуры снижения контрольно надзорных функций государства, особенно в деятельности транспорта. 

Зачастую, данные сомнения основаны на коррупционной составляющей организации проверочного процесса, сформированной еще со времен Советского Союза. Так же предшествующие попытки на площадке открытого правительства не увенчались успехом в связи со сложностью предметов регулирования транспортной отрасли. Однако данный процесс запущен государством и на наш взгляд имеет все предпосылки для создания формулы для диалога с бизнесом на условиях взаимного доверия в столь не простой сфере как безопасность на транспорте, — считает Лещов Геннадий Юрьевич, кандидат экономических наук, главный эксперт Национального комитета общественного контроля России, директор научно-исследовательского центра экспертиз на транспорте, ФГБОУ ВО Российский университет транспорта (МИИТ).  

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации, Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере транспорта В. Ф. Басаргиным проведены установочные совещания с членами общественного совета и рабочих групп Ространснадзора по выявлению устаревших, избыточных, дублирующих обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю (надзору)в сфере железнодорожного транспорта. В резолютивной части совещаний принято решение об организации процедуры пересмотра значительной части нормативно – правовых документов, регламентирующих взаимоотношения контрольно-надзорных органов и бизнеса, осуществляющего деятельность на объектах транспортного комплекса государства. Высказанные пожелания о смысловой нагрузке предстоящей работы нашли понимание и поддержку среди ученых Российского университета транспорта (МИИТ). Действительно, значительная часть документов требует актуализации в современную парадигму цифровой экономики и адаптации к добровольной декларации соответствия требованиям безопасности оказываемых услуг всеми участниками перевозочного процесса. 

Председатель Правления Национального комитета общественного контроля России Мансур Юсупов поясняет:«Данная работа должна повысить степень доверия между бизнесом и государством, реализующим свои императивные функции через структурные подразделения Службы, так же создание исчерпывающего перечня обязательных требований понятных всем участвующим сторонам, даст благодатную почву для исключения коррупционных проявлений в ходе практической деятельности». 

Очевидно, что решение проблем обеспечения безопасности на транспорте невозможно без четкого и однозначного определения направлений, форм и методов деятельности в указанной сфере, что, в свою очередь, представляется задачей заведомо бесперспективной без уяснения понятия, сущности и содержания данной правовой категории, определения ее места в системе национальной безопасности. 

Правовой основой деятельности системы являются положения Федерального Закона от 23 июня 2016 года № 182 – ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации». 

Рассматриваемая концепция диалога бизнеса и контрольно-надзорных органов с применением современных цифровых технологий — это позитивный вектор формирования отношений основанных на взаимном доверии и ответственности в обеспечении безопасности на транспорте. Предлагаемая формула обеспечения безопасности, на наш взгляд требует включения еще одного ключевого игрока на рынке современного перевозочного процесса — страховых компаний. С точки зрения обеспечения взаимных гарантий, в том числе и материальных при возмещении вреда в случаях транспортных происшествий, страхование объектов перевозочного процесса позволит решить основной, взаимно урегулированный вопрос профилактики правонарушений, который в данном контексте должен быть решен хозяйствующими субъектами без привлечения государственных контролирующих органов. Система страхования всех объектов перевозочного процесса, как участников деятельности связанной с источниками повышенной опасности, позволит значительно снизить выпуск в обращение неисправных транспортных средств и эксплуатацию инфраструктуры не отвечающую нормативным требованиям. Проведение данной реформы взаимоотношений государства и бизнеса позволит, контрольно надзорным органам направить основные усилия на устранение причин и условий совершения транспортных происшествий в результате не добросовестного оказания услуг. 

Учитывая, что в современном перевозочном процессе имеются участники, охваченные обязательным страхованием пассажиров гражданской ответственностью перевозчика, так же присутствуют субъекты добровольного страхования транспортных средств, подвижного состава, судов, грузов и объектов инфраструктуры, фактически при совершении любого транспортного происшествия, будут так или иначе вовлечены страховые компании. На основании обоснованного мнения следственных органов, необходим единый алгоритм действий при формировании материалов проверки причин и условий транспортного происшествия, а также проведения экспертной оценки ущерба проведенной в соответствии с требованиями ФЗ-135 (об оценочной деятельности). По логике процедуры возмещения вреда виновной стороной, инициатором проведения экспертного исследования должна выступать страховая компания, что позволит в рамках служебного расследования получить достоверные данные о квалифицирующем признаке состава преступления и неопровержимые доказательства при споре хозяйствующих субъектов. Применение единого подхода при расследовании транспортных происшествий, в частности первичного осмотра и оценки материального ущерба с применением цифровых технологий позволит в значительной мере снизить затраты государства и бизнеса на определение причин и условий совершения противоправных деяний и справедливого наказания. 

В ходе решения вопросов по выработке единого подхода при расследовании транспортных происшествий, определения причин и условий совершения правонарушения, оценке экономического ущерба, возможна подготовка концепции системы управления безопасностью на транспорте, которая может позволить своевременно определять потенциальные угрозы и формировать комплекс мер по снижению рисков. В основе работы системы должны быть сформированы институты, деятельность которых учитывает направления – предупредительно профилактического характера, научно исследовательские методы, контрольно ревизионные мероприятия, деятельность экспертов при расследовании транспортных событий, оценка рисков и ущерба нанесенного участникам перевозочного процесса. 

«Для создания эффективной модели системы управления безопасностью движения и эксплуатации транспорта необходимо определить критерии оценки рисков, степени потенциальных угроз и объект применения императивных мер, государственными контрольно надзорными органами, в целях исключения общественно опасных последствий» — считает заместитель председателя Правления Национального комитета общественного контроля России Вера Дегтярева. 

Геннадий Лещев: «Понимая, что большая часть рисков безопасности движения на транспорте имеют экономические корни, при формировании концепции оценки рисков обосновано применять методы принятые в экономической теории – статистический, экспертный и аналитический методы. В целях формирования массива статистических данных для построения графиков потенциальных угроз и оценки рисков целесообразно определить источники поступления информации, объем и перечень данных представляемых в Министерство транспорта для обработки, анализа и формирования экспертных заключений. На основании полученных статистических данных и их обработки, оценки потенциальных угроз и рисков возможно проведение анализа на уровне координационного органа, что позволит формировать государственную политику в области безопасности движения и эксплуатации транспорта на основе научно обоснованных данных. Предупредительно профилактическая деятельность контрольно надзорных органов сможет быть направлена именно в зону критических значений рисков».