Горячая линия комитета
+7 (985) 669-34-99

После отправления сообщения, сотрудник комитета в ближайшее время свяжется с вами для координации дальнейших действий по обращению.

Антикоррупционная экспертиза
НПА и ее проектов

Главная » Новости и анонсы » КАРАНТИН ИЗ-ЗА КОРОНАВИРУСА: ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДАННОЕ ВРЕМЯ ДЛЯ УСТРАНЕНИЯ ПРОБЕЛОВ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ!

КАРАНТИН ИЗ-ЗА КОРОНАВИРУСА: ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДАННОЕ ВРЕМЯ ДЛЯ УСТРАНЕНИЯ ПРОБЕЛОВ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ!

Российская правовая система в своем формировании и развитии прошла не простой путь. Специфика текущего момента заключается в том, что в стране, которая столкнулась с различными серьезными угрозами и вызовами (экономический кризис, санкции, коронавирус), субъекты законодательной инициативы не успевают за стремительно меняющимися реалиями бытия, что, в свою очередь, чрезвычайно затрудняет жизнедеятельность всех сфер общества и государства. На аванс-сцену выходит социальная составляющая правового регулирования, неумолимо диктующая императив обеспечения – при помощи права – социальной защищенности (читай – безопасности!) российских граждан. Достичь такой важнейшей цели без достаточно развитой, научно обоснованной и эффективной нормативно-правовой базы не представляется возможным.

Различным категориям россиян регулярно приходится сталкиваться с нетипичными и крайне спорными ситуациями. Запутанность и неопределенность (говоря иными словами, пробелы права) в нашей стране представляют одну из существенных проблем, наличие которых способствует возникновению не только разных правонарушений, но и возможных целенаправленных экономических преступлений коррупционной направленности. 

Экспертный Совет Национального комитета общественного контроля (НКОК) призывает всех ученых Комитета (в период карантина – временного приостановления своей публичной деятельности) использовать время с пользой, а именно: приступить к углубленному и комплексному анализу сложившейся нормативно-правовой базы в сфере социальной политики Российского государства. Тщательно изучить существующий массив нормативных актов, а также практику правоприменения, постараться выявить возможные лакуны в законодательстве, подготовить соответствующие заключения и направить конструктивные предложения в законодательные органы.  

В своих экспертных исследованиях руководитель представительства (общественной приемной) Национального комитета общественного контроля по Оренбургской области, председатель региональной общественной организации «Комитет противодействия коррупции» Валерий Мардыко обратил внимание на то значимое обстоятельство, что некоторые нормативные правовые акты в социальной сфере не охватывают ряд весьма значимых проблем. Это имеет место в силу того, что первые были разработаны и приняты ранее (до того, как указанные проблем громко заявили о себе). Например, Жилищный кодекс Российской Федерации (далее – ЖК РФ) был принят 29 декабря 2004 г. без учета реальной опасности коррупционных факторов, поскольку формирование российского антикоррупционного законодательства проходило позднее. В частности, Россия подписала Конвенцию ООН против коррупции 9 декабря 2003 г., а ратифицировала ее 8 марта 2006 г. Известно, что начало масштабного противодействия коррупции в России было положено 25 декабря 2008 г. когда был принят Федеральный закон «О противодействии коррупции»    № 273-ФЗ. Затем ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ предоставил возможность проводить антикоррупционную экспертизу нормативно-правовых актов и их проектов, в том числе, и независимую антикоррупционную экспертизу (для институтов гражданского общества и российских граждан).  

Валерий Мардыко установил, что диспозиция ст. 95 ЖК РФ определяет круг лиц, имеющих право на предоставление помещений маневренного фонда, предназначенных для временного проживания. По его мнению, пункт 4 данной статьи имеет отсылочную норму («иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством»), что дает возможность предположить широту дискреционных полномочий представителя органа государственной власти, отвечающего за предоставление и распределение жилых помещений муниципального маневренного фонда.  

Рассматривая Постановление № 2287 от 16 августа 2019 г.  муниципального образования города Оренбурга, следует, прежде всего, учитывать верховенство федерального закона как принцип законности, в силу чего ни один из подзаконных актов (регионального уровня!) не может противоречить главному документу. Более того, соответствующие акты правоприменения могут быть приняты исключительно в точном соответствии с нормами федерального закона. Верховенство закона в правовой системе государства имеет особую процедуру принятия главного акта, что в последующем регулирует наиболее важные аспекты общественных отношений. Причиной коррупционного дефекта  в данном случае, по мнению Валерия Мардыко, является навязанная коррупциогенность, влияние кодифицированной нормы права на нормативную правовую базу регионального уровня.  

Эксперт Национального комитета общественного контроля по Алтайскому краю Иван Такленок обнаружил противоречие между Указом Президента России «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»  от 2 апреля 2020 г. № 239 и решением Губернатора Алтайского края по выполнению данного Указа. 

Согласно названному ранее Указу Президента России, высшим должностным лицам субъектов РФ поручено, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте РФ, обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в рамках которых приостановить (ограничить) деятельность находящихся на соответствующей территории отдельных организаций, за исключением медицинских и аптечных организаций.  

Установлено, что решением Губернатора Алтайского края «Об отдельных мерах по предупреждению завоза и распространению новой коронавирусной инфекции COVID-19» от 31 марта 2020 г. № 44 (в ред. Указов от 6 апреля 2020 г. № 50, от 7 апреля 2020 г. № 53) на территории Алтайского края было временно запрещено оказание плановой медицинской помощи в следующих категориях: 
— плановая госпитализация пациентов в медицинские организации стационарного типа, за исключением пациентов с социально-значимыми заболеваниями или в связи экстренной необходимостью; 
— посещение пациентами многопрофильных амбулаторно-поликлинических медицинских организаций в плановом порядке, за исключением экстренных случаев; 
— вакцинация детского и взрослого населения за исключением новорожденных; 
— периодические и предварительные медицинские осмотры. 

По сути, это – отмена плановых операций, закрытие частных клиник на Алтае – противоречить не только Указу Президента России, здравому смыслу, но и приказам Министерства здравоохранения Российской Федерации. 

В результате, деятельность медицинских организаций на территории Алтайского края была произвольно ограничена, а граждане оказались лишены своего конституционного права на получение медицинской помощи в полном объеме. 
По данному факту, вызвавшему общественный резонанс, Экспертом НКОК Иваном Такленок было направлено обращение на имя Губернатора Алтайского края, в котором содержится требование устранить выявленное явное противоречие между решением руководителя субъекта Федерации и Указом Президента России. 
 
С точки зрения, Председателя правления Национального комитета общественного контроля Мансура Юсупова: «Одна из главных задач  Комитета состоит в содействии повышения активности гражданского общества в рассматриваемом направлении с помощью проведения независимых антикоррупционных экспертиз нормативно-правовых актов и их проектов. Кроме того, необходимо существенное усиление работы «горячих линий» в онлайн-режиме, а также деятельности общественных приемных, оказания дистанционной юридической помощи тем, кто в ней нуждается.  

Отчетливо осознавая все сложность для страны времени, мы призываем всех использовать «карантинное время» с максимальной пользой не только в личном плане, но и для общества. Речь идет, в первую очередь, о том, что сейчас, как никогда, крайне важно серьезно повышать свой профессиональный уровень, проводить анализ проделанной работы. Помимо этого, следует продумать и обозначить важные задачи в плане продвижения (после окончания режима изоляции) результатов своей деятельности в различных сферах: в экономике, политике, в производственной деятельности и т.п.».