Конечно, в школах работают психологи, но и их нагрузка такова, что у них не хватает времени уделить внимание каждому подростку, выяснить психологический статус, вовремя выявить девиации, отклонения, психологическое самочувствие подростка, что называется «поймать момент», когда подросток «взорвется» и совершит непоправимое.
Более того, обязательное психологическое тестирование учащихся на предмет социализации и склонности к агрессии способно послужить инструментом выявления подростков, потенциально склонных к совершению насильственных преступлений. Введение новых диагностических методик (возможно, в виде компьютерных программ), позволяющих своевременно выявить уровень склонности к актам насилия, может существенно упростить индивидуальную профилактическую работу с учащимися.
– А родители?
– Говоря о родителях, надо честно признать: в одиночку они просто не в состоянии противостоять тому огромному информационному миру, который обрушивается на подростка. Похоже, что здесь был бы интересен китайский опыт, где на законодательном уровне не просто решены вопросы, связанные с информационной безопасностью детей, деструктивная информация – строго под запретом. Даже решено, сколько конкретно времени подросток вообще может провести в интернете, с учетом возрастной градации школьников. И, поверьте, китайское государство отнюдь не церемонится ни с родителями, ни с чиновниками, а делает то, что считает нужным для блага детей.
Да, наше государство тоже много сегодня делает для того, чтобы успешно социализировать подростков. В то же время надо признать, что подросткам нужны герои, смыслы, идеи, которые могут их не просто увлечь. И также нужно признать, что хорошие идеи нужно экономически поддерживать, развивать. В этой связи можно вспомнить советский опыт шефства солидных, устойчивых организаций, бравших шефство над школами. Представители трудовых коллективов хорошо знали нужды подростков, могли помочь со спортинвентарем, самостоятельно оплачивали аренду спортивных помещений, обеспечивали бесплатные занятия спортом школьникам, проводили культурные мероприятия, создавали аэроклубы, в результате чего многие мальчишки мечтали быть летчиками, космонавтами.
– Вы сказали, что для решения проблемы скулшутинга нужны масштабные научные исследования. В России они ведутся?
– Чтобы решить проблему, ее надо изучить и понять, найти ее «болевые точки».
Не скажу, что в России эксперты уже во всем разобрались, но работа ведется.