Горячая линия комитета
+7 (985) 669-34-99

После отправления сообщения, сотрудник комитета в ближайшее время свяжется с вами для координации дальнейших действий по обращению.

Антикоррупционная экспертиза
НПА и ее проектов

Главная » Новости и анонсы » Общество и государство. О роли и участии институтов гражданского общества в противодействии коррупции

Общество и государство. О роли и участии институтов гражданского общества в противодействии коррупции

После развала Советского Союза в 90-х годах Российскому государству
досталось не лучшее наследство в форме проблемы борьбы с системной коррупцией, пронизавшей все социальные поры российского общества.
Коррупция — серьёзная проблема, с которой столкнулась не только
наша страна, но и многие страны мира. Стоит отметить, что в России
коррупция имеет широкий масштаб, несмотря на проводимую борьбу с ней.
Так, она проникла практически во все отрасли деятельности: в строительстве жилья, промышленных и сельскохозяйственных объектах производства, в сфере здравоохранения, образования, культуры, науки и правоохранительных органов, в различных механизмах предоставления социальных услуг гражданам страны.
Ущерб, наносимый коррупцией, заключается не только в материальных потерях страны, она тормозит развитие малого и среднего бизнеса, формирование правового государства, провоцирует социальное напряжение в обществе, недоверие к власти. Данные негативные последствия коррупции могут привести к катастрофическим результатам — революциям и бунтам.
Коррупция в России страшнее стихийного бедствия.
Борьба с коррупцией является приоритетом внутренней политики
государства, причём, не только «справедливости ради», но и попросту для собственного политического выживания. Непринятие кардинальных мер по ограничению всевластия коррупции способствует ослаблению государства по всем направлениям его деятельности.
Борьба с коррупцией пока не приносит ожидаемых результатов.
Причин тому много. Наиболее существенной следует считать то, что ведётся борьба в обстановке коррумпированности всех уровней власти, всего чиновничества, всех государственных сил и средств борьбы и, прежде всего, правоохранительных органов, коррумпированности средств массовой информации, в обстановке недоверия народа к власти. Все структуры, которые принимают или могут принять участие в решении главной задачи — модернизации экономики и социальной сферы и в борьбе с коррупцией,— в большей или меньшей степени коррумпированы. Поэтому, не прекращая основных функций госструктур, необходимо приступить к их системной «чистке» от коррупции. Это относится к структурам всей вертикали власти, всех министерств и ведомств. Таким образом, эти структуры одновременно должны рассматриваться как в качестве субъекта, так и в качестве объекта борьбы с коррупцией.
Основная социальная база коррупции это ущемление норм и принципов общенародного государства, гарантом соблюдения которых является Президент России. Для обеспечения прочности и незыблемости гарантированных норм и принципов, закреплённых в Конституции РФ, в настоящее время нужен эффективный, надёжный и простой механизм противодействия коррупции. Поскольку коррупция поражает систему власти, то такой механизм должен быть только за пределами системы, как элемент гражданского общества, как общественная организация без каких-либо властных полномочий, но с правом прямого информирования центральных силовых и правоохранительных структур РФ и самого Президента РФ о ситуации на местах. В нашей стране гражданин, независимо от социального,
политического и экономического статуса бессилен перед коррумпированной системой.
В этой связи общественные организации профильной направленности, в том числе и Межрегиональная общественная организация «Национальный комитет1 общественного контроля», как элементы свободного гражданского общества, независимые от государственных структур, не связанные с ними отношениями субординации, могли бы сыграть существенную роль в систематизации и анализе коррупционных проявлений в регионах,
территориях, поражённых этой «болезнью».
Такие организации являются мощным информационным рупором в
силу своей независимости, открытости и гласности в осуществлении
общественной деятельности.
Именно независимость, гласность и открытость являются главными
противниками коррупции. В признании такой общественной структуры руководство государством получило бы альтернативный основному, поражённому родственными связями, кумовством и круговой порукой, государственному источнику информации некий независимый от чиновничьего произвола автономный гражданский источник информации, позволяющий адекватно реагировать на разрушающие государство процессы на местах.
В данной ситуации возникает эффективная система перекрёстного
контроля, когда не только власть контролирует общество, но и общество контролирует власть, и каждая из сторон отчитывается об итогах проверки арбитру – Президенту России.
Эффективность работы Межрегиональной общественной организации
«Национальный комитет общественного контроля» прошла испытание временем, принесла конкретные положительные результаты на примере многих регионов Российской Федерации.
Подмена функций такого общественного контроля в лице Общественной палаты изначально, даже структурно уже подрывает определённые принципы эффективности борьбы с коррупцией, т.к. назначение и выборность членов Общественной палаты несут элементы лоббирования чьих-то интересов, причём в этом органе не будет представительства многих регионов России, что предполагает в своей деятельности Межрегиональная общественная организация «Национальный комитет общественного контроля»
Попытки со стороны государства создать эффективный подконтрольный механизм всеобъемлющего контроля за законотворчеством и исполнением принимаемых нормативных актов, в частности со стороны Государственной Думы, также не будет действенным без учёта мнения общественных структур. Необходимость использования возможностей Межрегиональной общественной организации «Национальный комитет общественного контроля» диктуется временем, т.к. системная коррупция давно уже себя пробует в лоббировании законов, напрямую предписывающих обществу платить экономическим группировкам (олигархам) деньги, т.е. использует механизм лоббирования для построения частно-откупной налоговой системы. В России, к сожалению, СМИ как рупор общественного мнения, зачастую приватизированы медийными олигархами, поэтому только гласность и равная доступность информационных ресурсов может положить предел «объединению» влиятельных лиц в сговоры, рано или поздно приводящие их к прямой уголовщине.
В этих условиях трудно переоценить значение общественной организации, собирающей и систематизирующей сигналы от населения в форме жалоб и заявлений, проанализированных специалистами, документально оформленных и зарегистрированных для направления в соответствующие инстанции, обязанные реагировать в рамках правового поля по поводу безнаказанно чувствующей себя и парализовавшей многие официальные структуры системной коррупции.
Исходя из анализа многочисленных обращений граждан, ежедневных
новостей центральных СМИ (телевидение, газеты, интернет), можно сделать вывод, что коррупция во многих регионах РФ является не собственно «порчей», исключением из правил, а системообразующей государственной конструкцией.
Межрегиональная общественная организация «Национальный комитет общественного контроля» является полностью самостоятельной общественной организацией, ставящей уставной целью консолидацию усилий широкой общественности, направленных на помощь государственным органам в борьбе с коррупцией среди должностных лиц и политических деятелей. Комитет принимает заявления от граждан по фактам коррупции со стороны государственных чиновников, анализирует их, направляет в соответствующие контролирующие органы, осуществляя при этом общественный контроль за результатом.
Сотни граждан во многих регионах России уже получили реальную
поддержку и защиту от произвола чиновников. Региональные отделения Комитета работают в Москве, Казани, Майкопе, Уфе, в Свердловской, Челябинской, Ульяновской областях, Краснодарском и Пермском краях, более чем в 50 регионах Российской Федерации.
После развала СССР общественные организации практически не
подключались к борьбе с преступностью, и правоохранительные органы в одиночку решали проблемы возросшего криминала. Государством были ликвидированы такие общественно-значимые структуры в борьбе с преступностью, как добровольная народная дружина, оперативно-комсомольские отряды, народный контроль.
«Национальный комитет общественного контроля» самим временем и
обществом призван восполнить эти потери. Человеку, столкнувшемуся с коррупцией, психологически легче обратиться в общественную организацию, чем переступить порог силового ведомства. А общественной организации легче наладить взаимодействие с той правоохранительной структурой, в ведомстве которой находится рассмотрение конкретного заявления.
Кроме того, Комитет осуществляет «обратную связь» между государством и обществом. В некотором роде он способствует
формированию у населения лояльного отношения к органам государственной власти, поднятию их престижа, укреплению веры в справедливость и закон.
Борьба с коррупцией пока не приносит ожидаемых результатов.
Причин тому много. Наиболее существенной следует считать то, что ведётся борьба в обстановке коррумпированности всех уровней власти, всего чиновничества, всех государственных сил и средств борьбы и, прежде всего, правоохранительных органов, коррумпированности средств массовой информации, в обстановке недоверия народа к власти. Все структуры, которые принимают или могут принять участие в решении главной задачи — модернизации экономики и социальной сферы и в борьбе с коррупцией,— в
большей или меньшей степени коррумпированы. Поэтому, не прекращая основных функций госструктур, необходимо приступить к их системной «чистке» от коррупции. Это относится к структурам всей вертикали власти, всех министерств и ведомств. Таким образом, эти структуры одновременно должны рассматриваться как в качестве субъекта, так и в качестве объекта борьбы с коррупцией.
Как рекомендовал президент Российской Федерации Владимир Путин:
общественная организация должна действовать последовательно,
осмысленно и решительно, предлагая органам власти при активном участии общества устранять фундаментальные причины коррупции и карать конкретных коррупционеров, создавая мотивацию для тех людей, которые готовы служить России верой и правдой. Этому могут помочь и очень весьма существенно государственные и общественные СМИ, формируя у людей гордость за то, что они не столько объект модернизации механизмов борьбы с коррупцией, сколько её субъект, от осознанной активности поведения которого зависят желаемые результаты борьбы с коррупцией.
Борьба с коррупцией — это проблема не только власти, а всего общества в целом. Только объединив усилия всех государственных структур, организаций и граждан, можно рассчитывать на успех;
Предпринимаемые меры по обжалованию действий нижестоящих
сотрудников вышестоящему руководству приводят к тем же результатам, то есть к повторному направлению вниз обращений тем же сотрудникам, действия которых обжалуются. Всё это создаёт общественный резонанс и безысходность для защиты законных прав и интересов граждан. Реальное положение дел в сфере предпринимательской деятельности требует усиления контроля со стороны контрольно-надзорных органов над необоснованными и внеплановыми проверками субъектов предпринимательства со стороны различных муниципальных и налоговых органов.
Фактическая ситуация в области развития институтов гражданского
общества, осуществления общественного контроля в Российской Федерации, требует дальнейшего совершенствования действующего законодательства об общественном контроле как реальном механизме противодействия коррупции.
Только с эффективным и непосредственным участием общественности
в антикоррупционной деятельности государства можно победить коррупцию, иначе на деле по сути будет только имитация такого взаимодействия.

Заслуженный сотрудник и ветеран МВД России Михайловский В.Н.