Горячая линия комитета
+7 (985) 669-34-99

После отправления сообщения, сотрудник комитета в ближайшее время свяжется с вами для координации дальнейших действий по обращению.

Антикоррупционная экспертиза
НПА и ее проектов

Главная » Новости и анонсы » О систематических нарушениях установленного порядка рассмотрения обращений предпринимателей, граждан и иных лиц должностными лицами органов прокуратуры России

О систематических нарушениях установленного порядка рассмотрения обращений предпринимателей, граждан и иных лиц должностными лицами органов прокуратуры России

Межрегиональная общественная организация содействия реализации программ в области противодействия и борьбы с коррупцией «Национальный комитет общественного контроля» (далее МОО «НКОК»), зарегистрированная 08.08.2013 Минюстом России, по результатам изучения профессиональными юристами, входящими в состав данной организации, заявлений генерального директора ООО «НТЦ «СКОРЗ»
Фокина В.И.; адвоката Московской городской коллегии адвокатов
«Триумф Права» Казаковой С.А. (в интересах обвиняемого Адаева Д.А.) по уголовному делу № 1200145000986; генерального директора ООО
«Сады Киви» Дерябина А.В., иных предпринимателей и граждан, обусловленных неправомерными действиями должностных лиц муниципальных образований, правоохранительных органов и силовых структур, с целью оказания содействия в защите законных прав и интересов вышеуказанных лиц, действуя в рамках предоставленных МОО «НКОК» федеральным законодательством полномочий, в соответствии с установленной компетенцией, направляла их для рассмотрения в компетентные органы, в том числе, в Генеральную прокуратуру Российской Федерации. 

При этом в обращениях на имя Генерального прокурора Российской Федерации за подписями руководства правления МОО «НКОК» приводились очевидные факты нарушений действующего законодательства, а также аргументированные и мотивированные доводы о наличии в действиях должностных лиц муниципальных образований, правоохранительных органов и силовых структур признаков уголовно-наказуемых деяний и коррупционного поведения, в связи с чем предлагалось организовать проведение проверки этих доводов и при наличии правовых оснований принять меры прокурорского реагирования к виновным лицам.

В дальнейшем по поручению руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации вышеуказанные обращения направлялись для рассмотрения и  принятия решений в нижестоящие прокуратуры.

Анализ поступивших в общественную приемную МОО «НКОК» формальных ответов (отписок) за подписями должностных лиц органов прокуратуры об отказе в удовлетворении упомянутых обращений за подписями руководства МОО «НКОК», а также об отсутствии оснований для принятия мер прокурорского реагирования, показал, что принятые данными должностными лицами решения об отсутствии оснований для проведения соответствующих проверок, полностью противоречат положениям Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», требованиям Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной и введенной в действие приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013
№ 45 и Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ 
«Об основах общественного контроля в Российской Федерации», в связи с чем их нельзя признать обоснованными. 

Так, в соответствии с требованиями статьи 10 Федерального закона
от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»
в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов, которые рассматриваются в порядке и сроки, установленные федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Согласно требованиям статей 9 и 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. При этом государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, дает ответ по существу поставленных в обращении вопросов, а также принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина. 

В силу пунктов 5.1. и 6.5 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной и введенной в действие приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45 (далее Инструкции), обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки — в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством. Если установленный срок рассмотрения обращения истекает в выходной или праздничный день, последним днем рассмотрения считается следующий за ним рабочий день. При отказе в удовлетворении обращения ответ заявителю должен быть мотивирован. В нем дается оценка всем доводам обращения, а отказ в его удовлетворении должен быть обоснован.

Пункт 1.2. приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 28.12.2016 № 826 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» обязывает прокуроров взвешенно подходить к рассмотрению жалоб и заявлений участников уголовного судопроизводства, принимать в пределах имеющихся полномочий меры к восстановлению нарушенных прав и возмещению материального ущерба. 

Вместе с тем, вопреки требованиям статей 9 и 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», статьи 10 Федерального закона
от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», а также пункта 6.5 Инструкции доводам, приведенным в заявлениях и жалобах предпринимателей, граждан и иных лиц, а также в обращениях
МОО «НКОК» должностными лицами органов прокуратуры
какой-либо правовой оценки не давалось, принятые решения об отказе в их удовлетворении вообще не мотивированы.

Кроме того, 25.12.2020 адвокатом Казаковой С.А. на имя прокурора ЗАО города Москвы направлено и в этот же день зарегистрировано в прокуратуре за № ID_077R_020621 мотивированное обращение, в котором поставлен вопрос о проверке в рамках осуществления прокурорского надзора законности и обоснованности постановления следователя 3 отдела СЧ по РОПД СУ УВД по ЗАО ГУ МВД России по городу Москве лейтенанта юстиции Танушкина М.П. о привлечении Адаева Д.А. в качестве обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 УК РФ.

Однако на момент изучения поступивших в общественную приемную МОО «НКОК» заявления адвоката Казаковой С.А. с приложенными к нему материалами уголовного дела, в нарушение установленного срока, должностными лицами прокуратуры ЗАО города Москвы ее обращение не рассмотрено и ответ по существу приведенных в нем доводов заявителю не дан.

Таким образом, органами прокуратуры не обеспечено объективное и всестороннее рассмотрение вышеназванных обращений от имени руководства МОО «НКОК», обусловленных поступлением в общественную приемную заявлений предпринимателей, граждан и иных лиц, в результате чего мер по восстановлению их нарушенных прав, законных интересов и свобод не принято.

Полковник юстиции запаса Алексей Бугаев: «Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции. Несоблюдение должностными лицами органов прокуратуры установленного порядка рассмотрения обращений предпринимателей, граждан и иных лиц грубо нарушает их законные права, интересы и свободы».

По мнению профессора, доктора юридических наук, председателя Правления Мансура Юсупова: «Орган прокуратуры является надзорным органом, наделенным соответствующими полномочиями. Формальный подход к разрешению обращений предпринимателей, граждан и иных лиц в деятельности прокуратуры недопустим».  Мы привели для примера только один факт, подобных фактов в нашем Комитете десятки. Не только в органах прокуратуры, но и в других правоохранительных органах сложилась ПОРОЧНАЯ практика бездействия и халатности, рассылки жалоб с конкретными доказательствами в тот орган на кого поступает жалоба о бездействии и халатности, следователю, прокурору, дознавателю, который не выполняет требования закона, безнаказанно может игнорировать закон. Подобная практика безнаказанности прокуроров, следователей судей, полицейских создала во многих регионах России невозможность добиться правды и законности. Все это порождает у пострадавших граждан России безысходность, что порождает ненависть к власти, к правоохранительным органам, экстремистские настроения, что никак недопустимо в это сложное для нашей Родины время. Внутренние враги, коррупционеры наносят колоссальный урон авторитету страны.  «Надо как-то остановить эту ситуацию, безнаказанность и невозможность добиться законности в стране», —считает председатель Правления Национального комитета общественного контроля Мансур Юсупов.

Правление Комитета приняло решение обратиться по этой порочной практике работы людей, призванных осуществлять законность и правосудие, игнорирующих законы в стране на имя Президента Российской Федерации и Государственной Думы СФ РФ.

Пресс-служба МОО НКОК                  Павел Проватов