Горячая линия комитета
+7 (985) 669-34-99

После отправления сообщения, сотрудник комитета в ближайшее время свяжется с вами для координации дальнейших действий по обращению.

Антикоррупционная экспертиза
НПА и ее проектов

Главная » Новости и анонсы » РЕЗОЛЮЦИЯ Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы обеспечения национальной безопасности в современных условиях»

РЕЗОЛЮЦИЯ Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы обеспечения национальной безопасности в современных условиях»

10 ноября 2020 г. В Российском университете транспорта состоялась  всероссийская конференция «Актуальные проблемы национальной безопасности в современных условиях», конференция проводилась в режиме онлайн.

Организаторами конференции выступили: Российский университет транспорта (РУТ МИИТ); Федеральная служба по надзору в сфере транспорта; Генеральная прокуратура Российской Федерации; Научно-исследовательский институт криминалистики Следственного Комитета Российской Федерации; МОО «Национальный комитет общественного контроля»; ООО «Офицеры России»; Ассоциация «Цифровой транспорт и логистика»; ООО «Спектр». В работе конференции приняли участие; руководители территориальных управлений Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, представители Национального комитета общественного контроля в  39 регионах России и ученые университета в составе 150 человек.

Конференция проведена во исполнение Плана мероприятий («дорожной карты») по реализации механизма «регуляторной гильотины», утвержденного Правительством РФ 29.05.2019 N 4714п-П36, вступает в силу с 1 июля 2021 года — Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» (Закон о госконтроле).

Выступающие отметили особую актуальность и необходимость рассмотрения вопросов национальной безопасности в современных условиях, проблемах связанных с реализацией новелл законодательства о контрольно-надзороной деятельности в РФ, необходимости создания условий для непрерывной подготовки сотрудников Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в системе транспортного образования с применением современных методик разработанных университетом.

В области обеспечения  безопасности на транспорте:

— выделили приоритетом профилактических мероприятий по отношению к контрольно-надзорным на транспорте;

— установление широкого внедрения новых более мягких форм контрольно-надзорных мероприятий: выездное обследование, инспекционный визит;

— применения мер стимулирования добросовестности, нематериального поощрения тех, кто добросовестно соблюдает обязательные требования, консультирование контролируемых лиц, профилактический визит, самообследование;

— необходимости законодательно закрепить экспертную деятельность по оценке ущерба от происшествий на транспорте, по аналогии с оценочной деятельностью,  регулируемой Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

— необходимость подготовки Распоряжения Минтранса, регламентирующего данный вид деятельности, включая порядок расчета ущерба, требования к квалификации специалистов, единый формат экспертного заключения с обобщением имеющихся методик.

— отдельной задачей следует считать разработку Технического Регламента о безопасности инфраструктуры метрополитена как отдельного нормативно-правового акта федерального уровня.

Кроме того, участники конференции считают необходимым внедрение для  всех субъектов железнодорожного транспорта единой системы управления безопасностью, включающую в себя совокупность документированных мероприятий по выявлению потенциальных и фактических факторов опасности, по оценке риска их проявления, по разработке принятию и оценке эффективности мер, по поддержанию приемлемого уровня безопасности движения, обеспечению соблюдения законодательства Российской Федерации о безопасности движения, осуществляемых всеми участниками транспортного рынка.

В области противодействия коррупционным отношениям: 

  1. Необходимо радикальное ужесточение санкций (наказания) за преступления коррупционной направленности, широкое применение конфискации незаконно нажитого имущества, в том числе коррупционные преступления.
  1. Целесообразным является введение в Уголовный кодекс РФ нормы о переносе бремени доказывания законности происхождения имущества на лиц, подозреваемых в коррупции;

Актуальным представляется введение запрета на выезд за границу близких родственников лиц, причастных к совершению коррупционных преступлений, в отношении которых имеется достоверная информация о возможности сокрытия ими похищенного имущества или осуществления иных действий, направленных на его сокрытие.

Крайне своевременным является введение пожизненного запрета на занятие государственных должностей для граждан, осужденных за коррупционные преступления.

Следует поставить надежный заслон так называемой «политической коррупции», заключающейся в оказании политического влияния крупных предпринимателей на представителей власти всех уровней.

Представителям власти различного уровня создать реальные условия для выявления и продвижения лучших образовательных и духовно-нравственных медиа-продуктов, освещающих антикоррупционную проблематику.

В области развития институтов гражданского общества, осуществления общественного контроля:

Фактическая ситуация в области осуществления общественного контроля в Российской Федерации требует дальнейшего совершенствования действующего законодательства об общественном контроле как реальном механизме противодействия коррупции.

Необходимо разработать конкретный механизм деятельности профильных общественных организаций, осуществляющих общественный контроль в различных сферах финансово-хозяйственного комплекса страны.

Ввести в практику использование результатов общественных журналистских расследований при расследовании различных криминальных фактов (с обязательным приобщением к материалам расследований).

В области образования и профессиональной подготовки персонала задействованного в обеспечения безопасности на транспорте.

В связи с произошедшими и предстоящими кардинальными изменения правовой и организационной основы контрольно-надзорной деятельности на транспорте, вызванными  вступлением в силу с 1 ноября 2020 года Федерального закона от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» и предстоящим вступлением в силу с 1 июля 2021 года Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ», необходимостью разработки НПА по видам отраслевого контроля (надзора), в т.ч. на транспорте, с учетом потребностей решения национальных задач, поставленных в указе Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474; достижения целей, установленных Транспортной стратегией, решения задач и достижения индикаторов, определенных Госпрограммами (ГП-24, ГП-27), Нацпроектами (БКАД), с учетом прохождения контрольных точек, закрепленных подпрограммами, адресными инвестиционными программами и т.д., предлагаем:

— инициировать перед заинтересованными государственными органами вопрос о разработке госбюджетной НИР «Организационно-правовые основы контрольно-надзорной деятельности на транспорте» (отв. – Юридический институт РУТ).

— отметить, что основной проблемой подготовки и повышения квалификации кадров для осуществления контрольно-надзорной деятельности на транспорте является отсутствие  системы непрерывного профессионального образования для осуществления контрольно-надзорной деятельности на транспорте, потребность в которой предопределена необходимостью формирования у соответствующих категорий руководителей и специалистов сформированных и постоянно совершенствуемых компетенций в целях организации и осуществления правозначимых действий в процессе контрольно-надзорной деятельности на транспорте.

— поставить перед заинтересованными государственными органами вопрос о разработке госбюджетной НИР «Концепция непрерывного профессионального образования для осуществления контрольно-надзорной деятельности на транспорте» (отв. – Юридический институт РУТ).

— учитывая то, что формирование компетенций административно-правового характера в рамках комплексной отрасли «Транспортное право», а основой непрерывного профессионального образования руководителей и специалистов может быть только реализуемая РУТ программа ВО по направлению «Юриспруденция».

— предлагаем: приступить к реализации программ непрерывного профессионального образования должностных лиц, осуществляющих контрольно-надзорную деятельность на транспорте на основе имеющихся ресурсов РУТ на основе реализуемых программ магистратуры по направлению 40.04.01 Юриспруденция (профиль «Правовое обеспечение транспортной безопасности, контрольно-надзорной и правоохранительной деятельности на транспорте»; профиль «Правовое обеспечение государственного и корпоративного управления цифровой экономикой и транспортом»); программ ДПО (380 часов) переподготовка по профилю реализуемой программы ВО по направлению 40.04.01 Юриспруденция («Организационно-правовые основы осуществления контрольно-надзорной деятельности на транспорте»; «Правовые основы государственного и корпоративного управления цифровой экономикой и транспортом» — реализуется кафедрой «Транспортное право»), последующего повышения квалификации по профилю реализуемой программы ВО по направлению 40.04.01 Юриспруденция (программы ДПО (72 часа).  

Подведя итоги работы конференции, участники определили, что для обеспечения   национальной безопасности в современных условиях, необходимо  объединение усилий всех слоев населения, сотрудничество и взаимодействие государственных органов, институтов гражданского общества и предпринимательского сообщества в соответствии с требованиями Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», ФЗ №273 от 25.12.2008 г. «О противодействии коррупции в РФ», ФЗ №16 от 09.02.2007 г. «О транспортной безопасности».

Председатель правления МОО «Национальный комитет общественного контроля», доктор юридических наук, профессор

                                                                                                    М. Р. Юсупов

 Президент Российского университета транспорта (МИИТ), доктор технических наук, профессор

                                                                                                      Б.А. Лёвин