Горячая линия комитета
+7 (985) 669-34-99

После отправления сообщения, сотрудник комитета в ближайшее время свяжется с вами для координации дальнейших действий по обращению.

Антикоррупционная экспертиза
НПА и ее проектов

Главная » Новости и анонсы » Прокурорский надзор – один из главных механизмов устранения правового нигилизма и построения правового государства

Прокурорский надзор – один из главных механизмов устранения правового нигилизма и построения правового государства

«У нас слава богу не монархия, а республика, и это значит, что прокуратура должна оставаться оком государства»
Владимир Путин Президент России

  В Екатеринбурге состоялось рабочее заседание представительства (общественной приемной) Национального комитета общественного контроля под руководством руководителя представительства полковника МВД РФ в отставке Владимира Кольцова, который поднял тему эффективности работы органов прокуратуры.

   Сегодня, сложно характеризовать обстановку в стране стабильной. Страну все чаще втягивают в локальные конфликты, а нам объявлена гибридная информационная война.  Если на международной арене Президенту страны удалось обозначить позицию страны, намечена положительная тенденция. То внутри страны, принимаемые меры Путиным В.В.,   пока не дают ожидаемого результата, а только частично стабилизируют обстановку. По ряду объективных и субъективных причин растут антагонизмы в обществе.  Чиновники, под видом не эффективного хозяйствования организуют коррупционную составляющую, расхищают государственные средства и вгоняют народ в нищету и долговые ямы.  При этом, чтобы увеличить свои прибыли, часто на мега проекты заимствуют средства в коммерческих банках, увеличивая свои серые прибыли и долги населения региона. В ряде регионов региональные и федеральные чиновники дружно сплетаются в клубок своих интересов, коррупционный спрут. При этом народ, часто остается один, со своими проблемами.  А почему? Потому что у гражданина нет административного ресурса и недостаточно средств, для юридической защиты своих прав и интересов в судах.  В то же время чиновники своим поведением и исполнением обязанностей, только в своих интересах, порождают правовой нигилизм в обществе, не уважение к исполнению законов. В этом случае основным стабилизатором, по восстановлению Верховенство ЗАКОНА, должны стать органы прокуратуры. Однако и в этом ведомстве накопилась масса проблем. Особенно это видно на региональном и муниципальном уровне. Чиновники сами регулярно нарушают федеральные законы, однако, реального восстановления нарушенного процесса органами прокуратуры должным образом не осуществляется. Длительное время в регионах не решаются проблемы с ТБО. при этом регулярно нарушаются ФЗ. Вырубаются леса и загаживаются реки и водоемы, разрушается природная флора и фауна. Наносится невосполнимый вред экологии. Нет смысла разбирать каждый факт, если есть системные нарушения ФЗ РФ и негативная тенденция.  Та же проблема и по обеспечению надзора за процессуальной деятельностью при осуществлении предварительных мероприятий и расследовании преступлений ОВД. В ходе укрытия преступлений, не для кого не секрет, отработаны новые способы, растет и негативная тенденция по необоснованному возбуждению уголовных дел. Растет системность фальсификации материалов в уголовных делах и передача дел в суды, которые спокойно рассматривают представленные уголовные дела. Главная проблема в том, что в судах должным образом не исследуются обстоятельства преступления, не устанавливается объективная истина событий, а рассматриваются материалы, хоть и в состязательном процессе, но часто ряд судей нарушают и этот порядок. В результате формируется негативная статистика не законно привлеченных и осужденных людей. Сегодня, мы наблюдаем определенную статистику по оправдательным приговорам примерно 0,8 процентов в то время, как 1930 г. они составляли по имеющимся данным 13 процентов. Эту тенденцию подтвердил и экс-Генеральный Прокурор Чайка Ю.Я. в 2014 году в Госдуме, информировал депутатов, что более 14 тысяч человек привлечены к уголовной ответственности не законно. В данном случае возникает правомерный вопрос: «А что сделано в этом случае, по восстановлению прав и реабилитации этих людей»?

  В 2012 году глава СК РФ Бастрыкин А.И.  в своем интервью «Российской газете» о законопроекте по обеспечению объективной истины, сказал: «Институт установления объективной истины по уголовному делу позволит обеспечить гарантии конституционного права на справедливое правосудие и повысить степень доверия граждан к правосудию». С этим просто нельзя не согласиться только по тому, что это категория не общественная, а научная и исходит из Планетарных Законов и несет положительную тенденцию.   

 Эксперты общественной приемной проанализировали ряд возбужденных и рассмотренных судами уголовных дел, имеющих признаки заказного характера, по обращению граждан. В результате чего, практически по всем делам имелись нарушения процессуального законодательства, ОРМ, фальсификация материалов в стадии предварительного следствия и рассмотрения в судах. Более всего удивляет роль в этих делах прокуроров. Даже после неоднократных обращений участников процесса по имеющимся нарушениям УПК РФ, эти недостатки не устранялись, должных мер по восстановлению закона не принималось.

 Наглядным примером негативной тенденции является расследование и судебное рассмотрение уголовного дела № 365509  в отношении заместителя начальника УМТиХО ГУВД Свердловской области Коныгина И.Н. Основная его проблема в том, что он в одиночку решил бороться с негативной порочной системой, выстроенной коррупционерами и расхитителями, не зная механизмов и объемов ее функционирования, а так же способов и методов борьбы с этими негативными явлениями.  За что и пострадал. Ст. следователь прокуратуры Свердловской области Малафеев Б.Б., расследовавший это уголовное дело не имел практических навыков и профессиональной подготовки по расследованию этой категории дел, будучи на службе совершал поступки и действия не совместимые с деятельностью сотрудников правоохранительных органов, а в ряде случаев имевшие признаки составов преступлений. В конечном итоге был привлечен к уголовной ответственности и получил уголовное наказание. Только после его увольнения была вскрыта порочная система его расследования по уголовному делу №365509, сокрытие от судебного рассмотрения ряда важных материалов, доказывающих невиновность обвиняемого, и отсутствие состава преступления Коныгина И.Н., а также реальных участников преступления, выведенных в отдельное производство и освобождены от уголовной ответственности. В результате чего после своего увольнения Малафеев был принят на предприятие бывших подследственных и получил не только должность руководителя, но и долю предприятия, 80 процентов. Конфликт интересов и коррупционное составляющее в данном случае налицо.

  Первоначально судья Морозов Н.А.. не согласился с доводами следствия и отправил дело на устранение допущенных нарушений и обеспечение объективного расследования, представление на имя областного прокурора о привлечении виновных лиц, допустивших не объективное расследование. По результатам которого, ряд сотрудников прокуратуры были привлечены к дисциплинарной ответственности. Через некоторое время без устранения процессуальных недостатков уголовное дело, другим следователем, было направлено в суд. Судья Морозов Н.А. принял, рассмотрел и вынес обвинительный приговор в отношении Коныгина И.Н.  При этом, в судебном заседании, была установлена объективная истина совершенного преступления, участники преступления из состава руководителей ГУВД, механизмы хищения бюджетных средств.  О чем судья Морозов Н.А. подготовил частное постановление и направил в МВД РФ.  Однако, по данному представлению проверка должным образом не проводилась, а после внеплановой проверки МВД, финансово-хозяйственной деятельности, руководители ГУВД были отправлены на пенсию.

     На личном приеме у прокурора Понамарева Ю.А.  он подтвердил о невиновности Коныгину И.Н., но при этом предупредил, что если будет писать жалобы, то может быть на пару лет вновь лишен свободы. В результате чего по заявлению прокурора Понамарева Ю.А. было возбуждено уголовное дело о клевете, но ввиду декриминализации статьи не доведено до суда.

Эксперты считают, что Указ Президента РФ от 16 августа 2021 г. № 478 “О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 — 2024 годы будет преградой порочной практике правоохранительных органов. И законность в стране восторжествует.

Настоящий Национальный план реализуется путем осуществления государственными органами, органами местного самоуправления и организациями мероприятий, направленных на предупреждение коррупции и борьбу с ней, а также на минимизацию и ликвидацию последствий коррупционных правонарушений.

Руководитель Представительства (общественной приемной) Национального Комитета Общественного Контроля (НКОК) в Свердловской области

Президент регионального отделения Всероссийской Полицейской Ассоциации в    Свердловской области                                                      Кольцов В.В.